Столичный предприниматель Дмитрий Кипень «собаку съел» в сфере общепита и, кажется, точно знает, как заварить любую кашу в этом бизнесе. Кейтеринг, сеть кафе, фудтраки и даже собственное производство копченого мяса — это далеко не полный список того, что уже реализовал предприниматель. Год назад «Про бизнес» рассказывал, как Дмитрию удалось первым в стране запустить частную коптильню, чтобы делать разные продукты из мяса. Но теперь эта история заиграла новыми красками, и мы вновь поговорили с героем, чтобы раскрыть неожиданные подробности. «Про бизнес» узнал, какие трудности есть сейчас в общепите, сколько можно там заработать, как пришла идея сделать роллы из копченого мяса и какие планы у предпринимателя на будущее.
Хорошо, если у тебя в штате 5 поваров, и если один не придет, то это не критично, но у меня не было возможности быстро найти замену. Иногда доходило до абсурда. Мне звонит повар и говорит: «Во сне ногу потянул, теперь не могу встать». Были также проблемы с посудомойками, потому что они, скажем так, находятся в зоне риска из-за употребления спиртного. Зарплату дали — и на следующий день они не вышли. Еще частая история, когда персонал ломает оборудование или забывает о сервисе, а потом клиенты перестают ходить. И что ты можешь сделать такому сотруднику? Он тебе просто скажет «Извините» — и все на этом.
Из-за постоянного стресса я начал искать долгожданное умиротворение, поэтому купил под Столбцами хутор, чтобы стать фермером. Были планы выращивать барашков или курочек, продавать яйца и заниматься хозяйством. Мне казалось, что это классная идея, потому что процесс можно автоматизировать и убрать человека. Но с фермерством у меня не сложилось, потому что это тоже нелегкий бизнес. Во-первых, очень долгосрочные вложения, во-вторых, в любой момент может прийти какая-нибудь зараза и ты останешься без хозяйства. Да и когда нормально отдохнул, меня снова потянуло назад в сферу общепита, поэтому идею с фермерством забросил.
Тогда мы решили, что палатки — вещь ненадежная, учитывая, что туда еще постоянно залазят и все воруют, поэтому нужно было нанимать постоянного охранника. Начали креативить и придумали более надежное решение — фудтрак в виде бочки. Выбрали бочку, во-первых, потому что это ассоциация с квасом или пивом, а во-вторых, более надежная конструкция. Первый фудтрак обошелся в $ 8 тысяч. Это с учетом того, что мы его сами строили. Бизнес-модель предполагала 2−3 выезда в месяц, но этого было достаточно, чтобы выходить на прибыль и иметь время на что-то вне общепита.
Мы несколько раз «влетели» на мероприятиях, где заранее тратились на аренду и продукты, но внезапно шел дождь — и никто не приходил. Если бы можно было исключить такие сюрпризы, то мероприятия реально находить чуть ли не каждую неделю круглый год и нормально зарабатывать. Обычно у нас с 20 тысяч рублей выручки стабильно было около 5 тысяч прибыли, поэтому первый фудтрак окупился уже с третьего выезда. Сейчас у меня три фудтрака, но теперь я просто сдаю их в аренду. До февраля 2022 года без проблем сдавал круглый год, но рынок ужался, поэтому сейчас это только сезонная история.
В те сложные времена очень помогла жена. Именно ее поддержка вытащила из кризиса. Она же настояла на запуске аккаунта в Instagram. Примерно за год набрали почти 7 тысяч подписчиков, тратя на таргет примерно $ 200 в месяц. А еще часто брали и продолжаем брать рекламу у блогеров. Как-то раз пробовались публиковаться на slivki.by, но это не сработало. Сейчас посчитать, сколько стоит один клиент нереально, потому что промокодами никто не пользуется, а узнать пришел человек с рилса, таргета или рекомендации знакомых не получится. Кстати, однажды договорился с блогером с аудиторией на 1,5 миллиона об отметках нашего аккаунта, но от него вообще никто не пришел. Пока у нас примерно 40−50 заказов копченого мяса в неделю, но перед праздниками или выходными спрос растет до 70−80.