История Лилии Борисовой запросто могла бы стать сценарием для фильма. Ранняя утрата родителей, двое маленьких детей к 23 годам, один шаг до банкротства и непонимание со стороны близких — это лишь малая часть испытаний в жизни предпринимательницы. Но несмотря на все невзгоды, девушка сохранила веру в себя и за 7 лет в бизнесе прошла путь от владелицы магазина игрушек в Новополоцке до хозяйки столичной сети детских школ по финансовой грамотности и бизнес-наставника, чья консультация стоит минимум $ 200. «Про бизнес» пообщался с Лилией о ее взлетах и падениях, а также секретах нетворкинга, который помогает продвинуться в жизни.
— После 9 класса я пошла учиться в торгово-экономический колледж в Новополоцке на бухгалтера, потому что хотела побыстрее пойти зарабатывать, а не сидеть еще несколько лет в школе и университете, чтобы получить диплом. Моя семья жила в общежитии, поэтому не могу сказать, что мы были обеспеченными. Наверное, поэтому очень хотелось вырваться из этого круга и побыстрее ощутить запах денег. Когда закончила колледж, пошла работать по специальности в частную компанию, но случился кризис — она закрылась, поэтому вновь пришлось искать работу. В итоге устроилась на должность оператора почтового отделения и через полгода стала заместителем начальника. Работать там было не очень весело, и скоро мне снова захотелось устроиться по специальности, но на почте не хотели меня отпускать и согласились перевести на должность бухгалтера.
Я арендовала помещение на 50 квадратов за $ 300 в месяц в супер непроходимом месте, поэтому, конечно, ничего не могла заработать. Там отсидела почти полгода, перекрывая убытки от аренды и зарплаты продавца доходами в интернет-магазине. Но спустя время, не с первой попытки, все же смогла выбить себе место в хорошем торговом центре, где уже стояли три магазина игрушек. Аренда стоила в 2 раза дороже, но благодаря хорошей проходимости выручка тоже пошла вверх, несмотря на острую конкуренцию. Тогда я начала сильно прокачиваться в части маркетинга и менеджмента, читала много книг и изучала разные курсы. Для себя поняла, что в бизнесе выигрывает тот, что кричит о себе сильнее.
Мой бизнес прогрессировал вместе со мной, поэтому в начале 2019 года я открыла в Новополоцке еще 2 магазина. У меня получилось создать стабильно прибыльную сеть без кассовых разрывов, несмотря на то, что рынок игрушек — это всегда сезонная история. Пик продаж у нас привычно приходится на новогодние праздники, но в январе мы могли спокойно простаивать из-за отсутствия спроса. Оборот каждого магазина был в районе $ 5−7 тысяч в зависимости от места. Благодаря успехам в «полях» постепенно я сместила фокус внимания на офлайн, потому что в онлайне началась жесткая конкуренция. Появились маркетплейсы вроде Wildberries, где мои игрушки не могли конкурировать по ценам.
У этой франшизы был понятный бизнес-план и финансовая модель, которая позволяла еще до старта сказать, сможет ли окупиться проект в том или ином городе. Сначала посчитала цифры на рынке Новополоцка и поняла, что это убыточно. Тогда решила открываться в Минске и купила франшизу за 500 тысяч российских рублей. (около $ 5 тысяч, прим. «Про бизнес» ). Из-за этого мне пришлось жить на два города: в Новополоцке я занималась семьей и маленькими детьми, а в перерывах ездила в Минск, чтобы найти помещение с персоналом и рассказать о своем проекте сообществу предпринимателей, куда я попала благодаря обучению на курсах. С учетом того, что занятия стоили 220 рублей в месяц, я четко понимала, что моя целевая аудитория — это дети из обеспеченных семей, где родители с большой вероятностью занимаются бизнесом или работают руководителями в найме.
Привлечение клиентов — это не такой легкий процесс, как мне казалось. Я считала, что финансовая грамотность для детей — это супер идея, которая точно будет востребована, но реальность была немного другой. Все из-за того, что наша ЦА — это дети из обеспеченных семей, где им дают слишком много возможностей. И когда ты приходишь к такому ребенку и говоришь: «Пошли учиться финансовой грамотности», он просто ответит: «Зачем? У меня и так все есть». А те ребята, которые реально хотели заниматься, не могли просто попросить родителей оплатить курсы, потому что в семье не было финансовых возможностей. Из-за этого мы стали конструировать воронки, чтобы убедить людей прийти на занятия.